Прямой дорожкой мимо вражьих границ

В мире

В последнее время основное внимание СМИ — фронтовым новостям и опасности Большой Войны. Это — понятно и правильно. Но и о других вещах забывать нельзя. Вот, например, «свежая» байка о том, что-де у России, трудами и заботами США и Европы, шибко уменьшились внешнеторговые возможности. И ведь — верят «белки-истерички» всех мастей: проверять-то информацию стадо их не обучено. А между тем, мировые торговые дороги всё более своими маршрутами течение реки напоминают: два камешка обходят мяконько. На одном камешке — белоголовый падальщик, на другом — радужный флажок да лейбл с хороводом звёздочек по синему полю. И бегут товары, тех камешков не касаясь…

БЕЗ «ШАПКОЗАКИДАТЕЛЬСТВА»

Прежде чем «белок-истеричек» с веток на твёрдую землю спускать, договоримся сразу. Всё, что сказано будет ниже — никак не обещает «мгновенной победы России малым рублём на чужой территории». Нет. Слишком уж много врагов нашей страны «завязаны» на прежний порядок. И драться они за него будут изо всех сил. Другой вопрос, что никто из них не ожидал такого поворота событий. Типовая «локальная война» Украины против РФ, которую США и их еврогейские подгузники видели подобием конфликтов в Афганистане, Ираке и прочих «бурь в стакане», вместо того, чтобы ударить по российской экономике и вооружённым силам, от души по-русски врезала по трём святая святых благополучия Западного Мира. Во-первых, по международной финансовой системе, основанной на ничем не обеспеченном долларе. Во-вторых, по энергетическому «вампиризму» — высасыванию энерго- и других ресурсов по копеечной цене из недр «стран неевропейского Мира». Не говорим — «третьего»: очерёдность нынче другая будет. Ну и в-третьих, по логистике. Никакие финансы, никакие материальные ресурсы ничего не стоят, если их нельзя перемещать из точки «А» в точку «Б» с минимальными затратами.

Собственно, о логистике сейчас речь и пойдёт.

Честно говоря, когда 24 февраля началась Специальная Военная Операция по Украине, автор готов был поставить бутылку десятилетнего коньяка против бутылки самого наипаршивейшего пива, что восточно-европейские страны до последнего будут оттягивать момент закрытия воздушного пространства. Первой закрыло своё воздушное пространство для России… Болгария. Угробив и туристический сезон (украинские, да и российские «беженцы» как-то с деньгами расставаться не спешили), и значительную часть торговли, и неслабый сегмент своей ресурсной базы.

После этого стало понятно, что Европа будет действовать как обкуренный фанатик, лезущий на выстрел и не считающий ран пока не подохнет. В считанные дни Европа и США полностью обрушили десятилетиями отлаживавшуюся мировую систему логистики. Без какой-либо разработанной системы компенсации утраченных возможностей. Более того, усилиями США этот процесс продолжается до сих пор.

Так что единственным выходом не только для РФ, но и для всех государств и корпораций пострадавших от обрушения мировой системы транспортной логистики и одновременно — не лежащих в расслабленной позе под «доминирующими» (жестоко и в извращённой форме) США, было — создавать новую систему логистики. Свою.

Тут-то и выяснилось, что ЕС и США, это — не «два берега у одной реки», а пара островков в Мировом Океане. Причём — не самых крупных.

«ИЗ ВАРЯГ В ПЕРСЫ»
Герб России всё-таки — двуглавый орёл. И, как говаривал в своё время Пётр Аркадьевич Столыпин, смотреть Россия обречена и на Запад и на Восток. Потому-то к 2022 году у России было то, чего не было в момент «Евромайдана» (привет стенателям мантры «надо было воевать в 2014 году»): «Турецкий поток» запущенный 8 января 2020 года на зависть продажным болгарским политикам, газопроводы в Китай, начало сближения с арабскими странами и т. д. Однако этого — мало. Поэтому Россия продолжает обустраивать новые торговые пути на Восток.

Самое громкое событие в этой сфере, разумеется, истерика колумнистов издания Bloomberg Джонатана Тайрона и Голнара Мотевалли, которые наконец (через пять с лишним лет) наконец-то увидели и всему Западному Миру показали, что РФ и Иран находятся в процессе строительства нового трансконтинентального торгового маршрута, который протянется от восточного края Европы до Индийского океана. Буквально «из варяг в персы». Вообще-то идея увязывания в единую систему железнодорожных, водных и морских путей выдвигалась в России ещё в 2017-2018 году и в том числе для обеспечения такой логистической связки в России ещё с 2016 года началось не слишком афишируемое, но масштабное восстановление речного судоходства. Октябрьское совещание по вопросу восстановления пришедших в упадок в 90-х речных портов России, прошедшее «незаметно» на фоне истерик по поводу проблем на фронте и во время частичной мобилизации, по сути стало не началом, а форсированием процесса восстановления России, как «речной» цивилизации.

То, что прохлопали ушами хвалёные американские и европейские аналитики, прекрасно понимают в Анкаре. Идея России связать круглогодичным водным маршрутом Азовское и Каспийское моря, в Турции вызывает обильное слюноотделение. Транспортный маршрут — более чем перспективен. Так что желание турок присоседиться к нему очень даже объяснимо. Отсюда и двойственная политика Анкары в отношении Азербайджана и Нагорного Карабаха. Наш паблик уже писал о том, что проблему Карабаха играют не Армения с Азербайджаном, а Россия, Турция и Иран. И доступ к каспийским портам для турецких товаров в этой игре — немаловажная ставка: ссориться с Россией и Ираном для турок означает — потерять Каспий. Чего Реджепу Эрдогану явно не хочется. С другой стороны, шантаж голубедушительными азербайджанскими «экоактивистами»-провокаторами российских миротворцев в Лачинском коридоре — явно означает турецкий вопль: «Пустите нас на Каспий, а то мы же ж… ух!»

А вот ни США, ни ЕС на новую «улочку» как-то не пригласили. И не собираются.

КОМУ ДОСТАНЕТСЯ «ШЁЛКОВЫЙ ПУТЬ»?

Следующий маршрут, казалось бы, складывается без участия России и, как выражаются, восторженные американофилы, «в обход России». Вот только когда кажется — креститься надо. Желательно по-православному, или как в другой христианской церкви где гомосексуалистов не «венчают». Или суру из Корана читать. А не выдавать желаемое за действительное.

«Транскаспийский», он же — «Срединный» маршрут — проект давний. Детище антироссийских санкций 2014 года. В тот год из-за возвращения Крыма в состав РФ так называемое «Мировое Сообщество» устроило репетицию сегодняшнего логистического бардака и ввело ряд ограничений перевозок через территорию РФ и конкретно — Крыма. Казахстан, Азербайджан и Грузия под этот дело залудили свой логистический проект перевозки грузов мимо России. Обозвали его «возрождением исторического Великого Шёлкового Пути» и — принялись проектировать. Всё было бы хорошо, только непонятно было — на кой чёрт. Ну вот что этим трём странам друг другу возить?

Смысл этот проект приобрёл, когда им заинтересовались в Турции и Китае. Вообще, Украина тоже заинтересовалась, однако по причине полного убожества своей постмайданной экономики, ничего серьёзного проекту предложить была не в состоянии.

Турции же и Китаю дополнительный логистический проект был интересен не только как вариативный маршрут перевозок, но и как возможность расширения своего политического влияния… попутно оттирая от него первых «инициаторов проекта» (а Россия — предупреждала между прочим!). Сегодня штаб-квартира «Срединного маршрута» расположилась в Астане и сам проект включает в себя 20 транспортных и логистических операторов, а также ряд портов.

А что же Россия? Ну, начнём с того, что в отношении торговли с тем же Китаем «Срединный маршрут» России не очень и нужен. Пропускная способность каспийских портов Актау, Туркменбаши и Баку попросту не рассчитана на заявленные объёмы перевозок. В Чёрном море участники альянса не располагают достаточным торговым флотом. То есть Турция-то располагает, но… Но Турции и Китаю быстрее и удобнее возить грузы через территорию России. Доставка же по «Срединному маршруту» проигрывает российским транспортным сетям и в стоимости и в сроках доставки грузов. Что и доказывает масштабное строительство российско-китайских железных дорог. Например, недавно запущенная ветка Нижнеелинской — Тунцзян.

И всё-таки, РФ в проекте готовится поучаствовать. Дело в том, что в конце 90-х годов ХХ века был подготовлен проект «Север-Юг» на Ближний Восток и в Южную Индию. Нарвался тогда этот проект на презрительной «пфе» через губу от недоброй памяти премьер-министра Борюсика Немцова, земля ему — стекловатой, да и был позабыт. В «нулевых» проект попытались возродить, но не сложилось. А вот сейчас о проекте заговорили вновь. И реализация этого проекта неминуемо приведёт Россию к участию в проекте «Срединный/Транскаспийский маршрут». А участие России в этом проекте окончательно «задвинет» на третьи роли и Грузию, и Азербайджан. Про Украину — вообще забыть можно. Решать дела будут «большие пацаны»: КНР, РФ и Турция. Кстати, небольшой цимес: отрезок транспортного коридора Азербайджан — Армения — Иран идёт через территорию Нагорного Карабаха, республики Арцах. Так что и Иран — тоже в деле.

Что характерно, США попытались тоже присосаться к проекту. Правда, получилось у них не особо: физически пиндосов никто к делу не подпустил, а их «заявления»… да кому по нынешним временам интересен клёкот подыхающего падальщика?

«ЗАДНИЙ ДВОР» ИЛИ — «ПОСЛЕДНИЙ ВАГОН»?

О Латинской Америке в среде наших «интеллектуалов» принято говорить с высокомерием, как о «странах третьего мира». Или как о «заднем дворе» Америки. Между тем, страны Южноамериканского континента вполне могут стать одним из оплотов нового Мира. Смешно? А вот — судите сами.

Россия за освоение рынков Латинской Америки взялась ещё во времена умиротворения Грузии. К 2010 году был создан подзабытый сегодня проект «Экубекс». Океанская линия грузовых перевозок была проложена тогда по маршруту Гуаякиль (Эквадор) — Панамский канал — Роттердам — Бремерхафен — Санкт-Петербург. Тогда на открытии проекта присутствовал не только Президент РФ Владимир Путин, но и премьер-министр Дании Ларс Лекке Расмуссен (датская компания «Мэрск Лайн» была одним из операторов линии) и министр промышленности и конкурентной политики Эквадора Ксавьер Абад.

Проект этот в США встретили довольно скептически. Латинскую Америку в Штатах рассматривали исключительно как «дойную корову» в отношении природных ресурсов и фабрику наркотиков для «гибридной войны». А — зря.

Потому что РФ пошла по пути наращивания двусторонних торговых отношений со странами Латинской Америки. И тут выяснилось, что кроме полезных ископаемых (нефть, газ, оловянные руды, и т. д.), «страны третьего мира» могут поставлять высококачественную сельскохозяйственную продукцию (мясо, птицу, табак, кофе, сахар-сырец, кондитерские изделия, шерстяные ткани, и т. д.), а также — металлопрокат, фармацевтические изделия и даже продукцию машиностроения. А ещё эти страны с удовольствием приобретают те же газ, нефть, ГСМ, продукцию машиностроения и станкостроения, удобрения, буровое оборудование, электротехнические товары, пиломатериалы, автомобили, … и ещё почти 1000 видов продукции! Причём, если США и Европа поставляли всё вышеперечисленное в Южную Америку в гомеопатических дозах, то РФ открыла куда более широкую торговлю. К концу третьего квартала 2021 года объемы поставок из РФ в регион достигли объёмов, оценивающихся суммой 1,84 миллиарда долларов, что не только на 54, 4% «перекрывало» урезанные «ковидные» поставки 2020 года, но и на 26,6% превышает «доковидный» уровень.

Разумеется, многие бывшие операторы маршрутов в Латинскую Америку сегодня выведены из строя «санкциями». Но — не тут-то было. Во-первых, в России поистине циклопическими темпами развивается строительство собственного гражданского флота (сухогрузного, танкерного, ледокольного, рыболовного, пассажирского, в том числе и — круизного). Причём, в 2022 году к российскому проекту строительства независимого от США и Европы морского флота, присоединились такие государства, как КНР (в основном — строя для себя и беря российские транспортные подряды) и Индия (вообще — участвуя в совместных судостроительных проектах).

Во-вторых, потому, что интерес к торговле с Россией активно проявляют и сами латино-американские государства, предоставляющие для торговли с Россией как свою инфраструктуру, так и свои суда.

Например, жизненно-важной становится двусторонняя торговля с Россией для Бразилии. Американцы пренебрежительно поплёвывали на объёмы торговли Бразилии и России до 2018 года. Ну тоже мне… каких-то 1,5% от общего объёма. То ли дело у Китая! Но совпадение ряда факторов — подготовки России к кампании на Украине и, как следствие, «понимающее» отношение к бразильским партнерам на государственном уровне; рост спроса и цен на продовольствие на мировом рынке, рост цен на удобрения (не в последнюю очередь стараниями российской стороны); личные симпатии президента Бразилии к В. В. Путину; зависимость бразильского лидера от аграриев и необходимость сдерживания инфляции и цен на ключевые товары; и энергетический кризис в Бразилии, привели к тому, что бразильским политикам и бизнесу Россия стала нужна даже не очень, а ОЧЕНЬ. В результате, в 2022 г. общая стоимость российского экспорта в Бразилию уже достигла 4,252 млрд долл., что позволило России переместиться в рейтинге стран по объему поставок в Бразилию сразу на пятое место. Заметную роль в этом сыграл рост цен на российские экспортные товары. Однако если судить по количественному объёму продукции, то экспорт из России в Бразилию возрос «всего лишь» вдвое с 2021 года. И бразильцы не собираются останавливаться на достигнутом!

Сходные процессы развиваются и в экономических отношениях России и других стран Восточного побережья Южной Америки, например — Аргентины. За последние годы мы видим рост объёмов торгового оборота на 46-48%. Неудивительно, что поздравления Президента РФ Владимира Путина с победой сборной Аргентины в Чемпионате Мира по футболу в адрес лидера страны Альберто Фернандеса, причём — одним из первых, в аргентинской прессе вызвали бурю восторга. Санкции? Какие санкции? Пусть ими американцы занимаются, перфокарту их президенту в… ну — куда-нибудь, главное — поглубже.

На Западном побережье континента у России тоже всё в порядке. Уж на что неоднозначные отношения были у нашей страны с Чили, а и здесь у России — всё в порядке. Да, несколько снижается объём импорта товаров из Чили (ибо а — зачем?), зато неуклонно растёт… экспорт российских товаров в эту страну. И чилийцы этим весьма довольны.

А самым нервирующим для «злейших партнёров» стало открытие постоянного торгового представительства РФ в… Мексике. Вот это их бесит до невыносимого жжения в копчике.

Ведь регион, который в США всегда считали своим «задним двором» теперь выглядит последним вагоном уходящего в будущее поезда. А США при этом стоят на перроне и бессильно смотрят поезду вслед.

СО ВСЕХ СТОРОН

Ну а что в итоге? А в итоге — очень интересно. Если посмотреть на карту Мира, то мы заметим следующее. РФ находится с трёх сторон окружённой крупнейшими логистическими маршрутами. С Севера — Северным морским путём, наличие которого не даёт спокойно спать ни американцам, ни гейропейцам. С Востока РФ связана по суше с КНР и другими странами региона (обеими Кореями, Вьетнамом и т. д.). По Тихому океану «рука Москвы» дотянулась до Средней И Южной Америки. От Мексики и Никарагуа (о которой мы не говорили, но с которой у России тоже отличные отношения) до 4/5 Южно-Американского континента.

С Юга Россия строит путь в Индию и Иран, готова присоседиться к «Транскаспийскому маршруту». С Юго-Запада при содействии Турции РФ имеет выход в Средиземноморье и Африку. И далее — в Атлантику. Куба — тоже остаётся форпостом российского присутствия.

Таким образом, транспортная логистика России де-факто уже включена в Мировую систему транспортных перевозок. Исключена РФ только из системы Япония — Северная Америка-Европа. Но… НО! Транспортно-логистическая система Япония — Северная Америка-Европа по сути в сложившихся обстоятельствах — «односторонняя». Ресурсным донором остаётся только Североамериканский континент: США и Канада. Ни Япония, ни Европа природных ресурсов не имеют. Так что эта система для России — не слишком важна. Основные торговые маршруты эту «троицу» больше не задевают. Потому что — незачем.

Сейчас России необходимо укрепиться в новой системе путей-дорог, попутно создавая свои. Как во внешней торговле, так и во внутренней.

Что же касается старой логистической системы, то… пусть её восстанавливают те, кто порушил. Или те, кому это надо.

Если, конечно, успеют…

Максим Ершов

>

Последние статьи